Персона

НА ВОРОТАХ 

Роль легендарного советского вратаря Льва Яшина стала для Александра Фокина, актера театра Вахтангова, первой работой в кино. Обойдя на кастинге российских кинозвезд Евгения Цыганова, Никиту Ефремова и Игоря Петренко, он буквально обезоружил создателей картины своим обаянием и искренностью. А вот над вратарской техникой пришлось как следует поработать.  

 

— Александр, какие отношения у вас с футболом? 

— Я люблю футбол, хоть сейчас и не назову себя фанатом. А вот в детстве у меня была  такая безотчетная любовь к футболу, когда смотришь матчи взахлеб, забывая обо всем на свете. Мы с мальчишками гоняли мяч во дворе круглый год, и это было очень счастливое время!  

— Чтобы сыграть лучшего вратаря 20 века, вам пришлось тренироваться к съемкам? 

— Конечно! В первую очередь, это были тренировки, которые продюсеры организовали для актерского состава картиныДополнительно меня тренировал внук Льва Ивановича Яшина, Василий Фролов. Он известный вратарь, воспитанник футбольной школы московского «Динамо», и с ним мы занимались именно вратарской техникой. И конечно, мне очень помогло то, что в процессе подготовки к съемкам я внедрился в актерскую футбольную команду. 

— Существует такая московская актерская сборная? 

— Да, можно сказать и так. Это ребята из разных театров, которые регулярно занимаются с тренером, и для меня это были, кстати, одни из самых эффективных тренировок. Там никто не делает скидку на то, что ты актер. Когда я вставал на ворота, мне доставалось по полной. Прилетали мячи и в голову. Но, к счастью, без особых последствий (смеется). 

— Западная пресса называла вратаря-легенду Льва Яшина Черной пантерой – за его невероятный прыжок. В кадре прыжки выполнял за вас дублер? 

— Мне пришлось основательно поработать над вратарской техникой, и в фильме есть прыжки, за которые мне не стыдно. Но я должен сказать, что прыжок — это такая история, которую надо ставить с детства. Мне, взрослому человеку, очевидно, что прыгать и падать – больно. А знаете, как отчаянно прыгают на тренировках мальчишки-вратари?  Они вообще ничего не боятся! Ну а Лев Иванович был уникальным голкипером, он прыгал с места на высоту больше полутора метров! Чтобы прыгать как Яшин, нужен его талант. Поэтому кое-где в кадре был его внук, вратарь-профессионал Василий Фролов. 

А вообще вы занимаетесь спортом? 

— Естественно, спорт всегда присутствует в моей жизни. Когда-то футбол, немного – баскетбол, сейчас — это фитнес, работа с телом. В свое время, когда я еще до театрального учился на факультете экономики в Коломне, я получил параллельно квалификацию фитнес-тренера. Так что сейчас могу вполне грамотно выстраивать свои тренировки и питание. Еще Всеволод Мейерхольд  говорили, что инструменты артиста – это его тело, его внутреннее я и его голос. Упускать один из этих элементов – значит, очень сильно себя ограничивать. Я отношусь к своему телу, как к рабочему инструменту. Если надо будет потолстеть, я потолстею, похудеть — похудею. Но пока этого не требуется, я стараюсь держать себя в оптимальной форме.  

— Расцвет футбольной карьеры Льва Яшина пришелся на эпоху 60-х. Вы человек уже другого времени, кто ваши футбольные кумиры? 

— У меня был один кумир на всю жизнь  — Зубастик Роналдо, бразилец. Все стены в моей комнате были оклеены его постерами,  у меня были футбольные майки с его номером, к ЧМ 2002 папа сделал мне стрижку под Роналдо – побрил меня машинкой наголо, оставив «островок»Я смотрел на улыбку Роналдо, на его филигранную, наглую игру, и восхищался им. А про Льва Ивановича я, конечно же, знал. Знал, что Яшин был легендой и огромной гордостью страны.  

— В жизни Яшина был очень непростой момент, когда он даже хотел уйти из футбола. Эта тема есть в фильме? 

— Да, этот момент был связан с Чемпионатом мира в Чили. Тогда, в 1962 году, сборная СССР проиграла чилийцам 2:1, и в пропущенных мячах винили Яшина. Он очень тяжело это переживал. Конечно, обойти этот факт сценаристы не могли, поскольку это одна из самых драматичных страниц его биографии 

— Что такое, по-вашему, спортивный характер?  

— Замечательное видео ходит в интернете, как маленькая девочка, совсем малышка, пытается запрыгнуть на стулКажется, что это невозможно, но она пытается снова и снова и, наконец, запрыгивает. Вот это спортивный характер! Для меня спортивный характер – это не бояться ошибиться, не бежать от проблем, идти вперед открыто, быть готовым ко всему. Как сказал кто-то из военачальников, трус и герой в опасной ситуации испытывают одно и то же — страх, не страшно только дураку. Разница в том, как они себя проявляют.   

— Лев Яшин всю свою жизнь прожил в одном браке с Валентиной Тимофеевной Яшиной. Ее роль сыграла в картине Юлия Хлынина. Какие у вас сложились отношения на площадке? 

— Очень теплые. У Юли аналитический склад ума, и я не раз обращал внимание, что некоторые вещи, которые другие пропускают мимо ушей, Юля слышит и подмечает. Так что с ней надо уметь подбирать слова (смеется)Вообще она очень вдумчивая, хорошо чувствует партнера. И, конечно, она мне очень помогла, для нее это уже далеко не первая работа в кино, а для меня – первая.  

— У Льва Ивановича и Валентины был хороший, счастливый брак? Или драматичный? 

— Это был один брак на всю жизнь, да, но в фильме были такие моменты, когда им приходилось непросто. В частности, в связи вот с этой историей в Чили. Жена пыталась как-то его собрать, поддержать. Как и в любой семейной жизни… Ни для кого не секрет, что люди публичные стараются демонстрировать публике, что живут в мире и согласии, хотя на самом деле у них могут быть серьезные проблемы. Другое дело, что они либо вместе их решают, либо расходятся. Думаю, в этой семье тоже было не все гладко, тем  более, что Лев Иванович полжизни проводил вне дома – тренировки, сборы, игры. К тому же, он был кумиром миллионов, легендой, мечтой, и  это тоже накладывало свой отпечаток. Но как-то Господь соединил этих людей, и они все преодолели. Я верю в такие вещи.    

— А вы, Александр, женаты?  

— Я женат и очень люблю свою жену. Мне очень импонирует точка зрения Льва Ивановича – одна жена, одна Родина (улыбается). В этом плане я его прекрасно понимаю. 

— Обычно, даже если человек не болельщик, у него есть мнение о нашей российской сборной. Какое оно у вас? 

— До Чемпионата мира 2018 я не очень верил в нашу сборную и не думал, что наши ребята как-то серьезно себя заявят. Но они так меня удивили, что я забрал все свои скептические взгляды назад. И это при том, что не такой уж я футбольный фанат. Скучаю по своим 13 годам – ух, как бы я за них тогда болел! Они больше молодцы, они задорные. Дзюба молодец — он такой артист по натуре, ярко, нагло ведет себя на поле, эти вот жесты его фирменные. Вот таких игроков хочется видеть – ярких, уверенных, заразительных, как Марадона был. 

— То есть, помимо техники нужен еще кураж, вдохновение? 

— Конечно! Техничный игрок – это как техничный артист: в девятку, но не в десятку. Что касается вдохновения — то играть по вдохновению, ждать, когда оно вдруг придет, для артиста – гиблое дело. Еще Михаил Чехов об этом писал – нужно уметь вызывать в себе это особое состояние. Нельзя выходить на сцену, «не переступив порог». Так же и для футболиста. Конечно, техника, тактика, командная игра – все это необходимо, но важно еще и привести себя в особое эмоциональное состояние на игре. В такое, которое нужно для прорыва.  

— Как вы относитесь к тому, что футболисты в наше время активно ангажированы рекламой? И вообще к тому, что спортсмены мирового уровня неизбежно ассоциируются с роскошью и гламуром 

— Я это принимаю абсолютно спокойно – таким спортсменам, как Месси или Роналдо это нисколько не мешает. Они красивые молодые люди, рекламируют чипсы и забивают голы – пожалуйста!  Другое дело, когда ты уходишь только в чипсы — вот это, конечно, беда.  

— Назовите три качества, которые вы больше всего цените  в людях? 

— Отсутствие лицемерия. Силу воли. И, наверное, умение прощать – это великая вещь.   

— Если говорить образно, какой самый главный мяч вы поймали в своей жизни?  

— Моя жена – мой самый главный мяч!  

 

Вам также может понравиться...